Выпуск: №2 1993

Рубрика: Страница художника

Страница художника. Христиан Болтански

Я думаю, что сегодня без религии, без утопии и политики подлинное искусство невозможно. В 60-х годах Америка сумела создать большое искусство благодаря войне во Вьетнаме. Мое поколение живет с ощущением, что позволило обмануть себя Кастро, Пол Поту, вьетнамцам. Поэтому мое поколение отреклось от утопии, но без утопии — нет искусства. Да, любая утопия — опасна, и все же пусть художник позволит себя обмануть, пусть он останется идиотом, но пусть вера его не оставит. Убежден, что качество произведения и утопия связаны напрямую. Современный мир, и Франция в особенности, живет, утратив способность мечтать. Мы живем в омаразмевшей стране, и кино, и искусство несут на себе эту печать. Художник не может не быть бунтарем, ниспровергателем. И это говорю я, художник уже давно официальный, принявший правила игры... Миссия художника — взрывать бомбы, он должен переворачивать порядок вещей, он должен быть моралистом в высоком, этическом смысле этого слова. Теряя бдительность, мы попадаем в ловушку к торговцам, международным делягам, становимся придворными шутами напомаженных политиканов. Искусство же — вещь серьезная, загадочная. Мне претит идея общедоступности искусства, она отдает фальшью, и я против помпезных празднований дней Республики, хотя и не скрою, что извлекаю из них выгоду. Новые государи не возводят более храмов, они строят музеи, и это далеко не во благо. Завидую поэтам, что пишут для пятерки читателей, по крайней мере хоть эти понимают поэзию. Единственный способ остаться художником — это удерживаться от соблазнов, избегать оправдывать ожидания. Если вас приглашают выставить натюрморты, нужно выставить пейзажи. Нужно противоречить тому, что вам вменяют: это — залог здоровья.

Поделиться

Статьи из других выпусков

Продолжить чтение