Выпуск: №19-20 1998

Рубрика: Книги

Современное искусство Москвы и 100 имен в современном искусстве Санкт-Петербурга

Современное искусство Москвы и 100 имен в современном искусстве Санкт-Петербурга

«Современное искусство Москвы. 1995» — М., 1996
«100 имен в современном искусстве Санкт-Петербурга» — СПб., 1997

Замечательно, что в то время, когда социологи говорят о кризисе корпоративной самоидентификации, существуют институции, способные ответственно заявить, что искусство есть: есть современное искусство, «новейшее искусство» и есть люди, профессионально вовлеченные в его сферу, — художники, искусствоведы, кураторы, галеристы. Кто они? Как их отличить от иных? Нет ничего проще, по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге таких проблем более не существует. Оба филиала Центра современного искусства Сороса выпустили в свет информационно-справочные издания: «Современное искусство Москвы. 1995» (томик, изданный в 1996 году и обещавший быть ежегодником) и «100 имен в Современном искусстве Санкт-Петербурга». Надо отметить, что, вышедший аккурат к десятилетию благотворительной деятельности г-на Джорджа Сороса в России, петербургский справочник выгодно отличается от своего московского собрата наличием иконографии персоналий, репродукций работ художников, а также полноцветной электронной версией в Internet. Вообще эту книжку, на обложке которой изображен вид на особняк Кочубея в северной столице (нынешнее место пребывания ЦСИС), приятно держать в руках и, пролистывая, рассматривать фотографии и читать имена старых знакомых и милых сердцу людей... Конечно же, этим не исчерпываются достоинства изданий. Если вы запасетесь ими, приехав в вышеуказанные культурные центры России, то без труда сможете найти по прилагаемой «художественной карте» с десяток галерей, если к тому времени они еще будут существовать. На этом, боюсь, справочные функции обоих изданий заканчиваются.

Симптоматично, что, подвигнутый выходом в свет петербургских «100 имен» на рецензирование обоих изданий, я долго не мог найти у себя дома «Современное искусство Москвы». В его поисках я перерыл всю квартиру, хотя имею привычку держать все справочники и словари под рукой, на ближайшей к столу полке. В чем же дело? Почему за минувший с момента его выхода год у меня ни разу не возникла потребность заглянуть в него? Кому же тогда адресованы эти издания? Дать определение специфике информации, предъявленной в данных справочниках, не составит большого труда. В сущности, речь идет о публикации того, что в международной практике стало принято называть CV (Curriculum Vitae), т. е. перечня основных данных личной и профессиональной биографии. В сущности — секрета здесь большого нет — по этому принципу, т. е. запросу послужного списка у привлеченных к участию авторов, и осуществлялось комплектование данных изданий. Однако зададимся вопросом, в каких конкретных профессиональных ситуациях и кому из основных субъектов актуальной художественной жизни может понадобиться данная информация, а точнее — ее полиграфически исполненная версия? На своем опыте я убедился, что справочник мало что дает редактору журнала, даже если журнал этот художественный. Не уверен, что такая информация может понадобиться самим художникам. Традиционно CV художника нужно кураторам или критикам, однако необходимо оно им лишь в момент передачи каталога выставки на верстку. Ни критик, ни куратор, совершая профессиональный выбор, не опираются на безликий перечень дат и заслуг: на том и строится интеллектуальная репутация этих участников художественного процесса, что их суждения об искусстве обладают жизненным содержанием. Более того, вряд ли им понадобятся рецензируемые нами издания даже в момент составления каталога: CV неумолимо (от выставки к выставке, от публикации к публикации, от стажировки к стажировке, от свершения к свершению) устаревает. Оно устаревало даже в период подготовки и издания вышеозначенных справочников — пока материалы отбирались и обрабатывались, художники продолжали жить и творить. Поэтому любой куратор или критик за CV скорее обратится в самый последний момент непосредственно к самому художнику (или к его галеристу), как и делал до этого, нисколько тем не тяготясь. В художественном мире есть информационное издание, к которому постоянно прибегают почти все участники художественной жизни и которое можно встретить везде — в мастерской художника, в редакции журнала, в галерее, в секретариате художественного музея. Это легендарный ART DIARY, информационный справочник, в котором приводятся лишь адреса и телефоны — художников, критиков, галерей, музеев по всему миру. Парадоксально, но именно этой информации в рецензируемых нами изданиях нет. А ведь в ней постоянно возникает потребность, в частности тогда, когда надо разыскать неустаревшее CV нужного тебе художника. Да и в случае если презентационная функция этих изданий вдруг сработает и кого-либо — куратора, западного коллекционера, издателя или «новорусского банкира» заинтересует тот или иной критик, художник, связаться с ними, пользуясь справочником как телефонной книгой, к сожалению, не представляется возможным. Впрочем, трудно упрекать благотворительный фонд за отказ публиковать телефонную книгу — издание скорее коммерческое в развитой художественной системе, а при ее отсутствии не необходимое. Однако, учитывая излишнюю загерметизированность, замкнутость на себе современного икусства, закономерно было бы ожидать от Центра современного искусства усилий по его популяризации и пропаганде. Ведь что может сказать непосвященному читателю сухой информационный материал, лишенный выразительного иллюстративного ряда? Что скажут ему нерасшифрованные термины — ТЭИИ, МАНИ, АРТ-МИФ, «Новые дикие», «Новые художники», «Петербург», лишенные историко-художественного комментария? Что скажет ему перечень 100 имен петербургских или чуть большего количества московских художников без описания реалий художественного процесса последних десятилетий?

В моем, возможно извращенном, сознании эти списки более походят на памятники, слава богу прижизненные, а то такое их количество, собранное в одном месте, вызывает не слишком приятные, если не сказать — кощунственные, ассоциации. Видится ситуация, когда художник вместе со своими работами показывает коллекционеру и одну из вышеозначенных книжек, раскрытую на необходимой странице.

В прообразе настоящих изданий — «Кто есть кто в современном искусстве Москвы» — составитель попробовал решить проблему анализа ситуации, приведя развернутые высказывания ведущих московских критиков, ограничившись переработкой взятых у них интервью, и закончив свою вступительную статью многозначительным sapienti sat[1]. Надеюсь, составители подобных справочников не относят sapienti прежде всего на свой счет, а также узкого круга, упомянутого выше, так как нам кажется, что это качество проявляется прежде всего в способности внятно проговаривать вещи простые и делать более доступными для понимания окружающих сферы тонкие и возвышенные.

Примечания

  1. ^ sapienti sat (лат.) — мудрому достаточно, знающий поймет.
Поделиться

Статьи из других выпусков

№106 2018

Квир как агентство, или Cубъективизация сакрального как альтернатива нормализации

Продолжить чтение