Выпуск: №55 2004
Вступление
КомиксБез рубрики
Критерий качества художественного произведенияВладимир ЛевашовБеседы
Художественная вселенная: от сакрального к профанному качествуАлександр СогомоновКонцепции
Место встречи отменить нельзяГеоргий НикичПозиции
Если ты такой актуальный, то почему такой неадекватный?Андрей ВеликановСимптоматика
Отличное от хорошегоАнатолий ОсмоловскийБеседы
Валерий Подорога: Произведение и качествоВалерий ПодорогаРефлексии
Метакритическая решительностьВалерий СавчукКонцепции
Валоризация искусства: золотой стандарт или новая конвенцияАлександр ДолгинПозиции
Хорошее и интересное искусствоДмитрий ВиленскийДискуссии
Кураторство: апология любви и дружбыВиктор МизианоПроекты художника
Несколько работ 1981 годаЮрий АльбертКонцепции
Современное искусство и репрезентацияНиколя БурриоТекст художника
Юрий Лейдерман. Текст художникаЮрий ЛейдерманТекст художника
Гор Чахал. Текст художникаГор ЧахалПозиции
Насилие как критерий удачной репрезентацииОльга КопенкинаТекст художника
Качество цветкаЛеонид ТишковТекст художника
Три признака художественного качестваВиктор АлимпиевПерсоналии
Конец «конца искусства»Сергей ПоповДефиниции
Критерий качества?Ирина ГорловаИсследования
Символ или симптом? Конспективные замечания о критериях современного искусстваЕкатерина АндрееваСуждения
Технологии и измерения качества в изобразительном искусствеВладимир СальниковДефиниции
Категориальный аппарат АК-74Дмитрий БулатовСуждения
Нравится или не понимаю?Елена КовылинаКниги
Возвращение Ленина: две книги Славоя ЖижекаВладимир СальниковСобытия
Вирус, или существовала ли в действительности борьба между официозом и андеграундом в советском искусствеСандра ФриммельСобытия
Gesamtkunstwerk ГройсВиктор МизианоСобытия
Быстрее истории?Олеся ТуркинаСобытия
Другой КабаковБогдан МамоновВыставки
Выставки. ХЖ №55Павел Герасименко
Владимир Левашов. Родился в 1958 году в г. Коммунарске Ворошиловградской области. Художественный критик, куратор. В последние годы профессиональные интересы смещены в сторону фотографии. Живет в Москве.
Эта вещь проста настолько, что, как говорится, не унесешь. Но если уж говорить о ней, то упомяну одно место из трактата V века китайца Се Хэ «Заметки о классификации старой живописи». В нем автор записал шесть главных принципов (законов) живописного мастерства. Первый (так же, как остальные) сложен из 4 иероглифов и в русской транслитерации звучит как «циюнь – шэндун». Что в переводе значит: «вибрация (дыхание, ритм и т. д.) ци – движение жизни (одушевленность) «. Этот принцип касается существа акта творчества. Остальные пять имеют отношение к реализации первичного импульса: во-первых, к выражению и репрезентации; во-вторых, к воспроизведению образцов и преемственности.
Сегодня «ци» переводят просто словом «энергия» или «жизненная энергия», поэтому «циюнь» надо понимать как «драйв». О том и другом говорят все и на каждом шагу. Но китайцы относились к «энергетической проблеме» отнюдь не метафорически. К примеру, известна манера письма, когда мастер, взяв в руку крупную кисть, погружал пальцы прямо в ее щетину. И тогда ци из руки беспрепятственно переходила в тушь, а затем на стену, шелк или бумагу. То есть энергия личности буквально накапливалась в произведении. Кстати сказать, известное толкование термина «произведение» (про-из-ведение) Хайдеггером как раз и подразумевает подобное выведение вовне, специфический перенос. А вот откуда берется эта энергия в руке, теле и душе – вопрос мистический. Решается всяким по его вере. Художник-радикал пьет энергию из «общественной практики». Адепт психоделики закидывается соответствующими веществами; традиционалист приникает к историческим сокровищам. Приверженец мультимедиа полагается на возможности виртуальных технологий; «современный художник» повязан по рукам и ногам структурами contemporary art и механизмом карьеры, а коммерческий художник – арт-рынком. Поп-звезда же подпитывает ресурс восторгом фанатов и вянет без ауры популярности. Так или иначе, искусство всегда отирается в местах крупных запасов энергии или ее безудержной траты: возле славы, денег, технологии, политики, эротики, наслаждений, бедствий и т. д.
Известно, что тотальная компьютеризация среды обитания почти автоматически означает, с одной стороны, технологическую адаптацию, а с другой – рост невежества пользователей электронных устройств. Современная художественная ситуация тем же самым порядком характеризуется беспредельной безграмотностью в вопросе, о котором идет речь. Искусства вокруг полно, а его понимание – в дефиците. Причины тому заложены уже в романтических заблуждениях, касающихся гения, индивидуальности, ее самовыражения и прочего в том же роде. Казалось бы, все просто: поскольку автор – тот, кто умудрился сделаться трансформатором разлитой вокруг жизненной энергии, отчего и получает свой жизненный кайф, то самым глупым поступком для него было бы вырубить ток в сети, к которой он подключен. То есть решить, что он себе вечная батарейка, а лампочки зажигает только благодаря личной мощи. Увы, энергия, сколь бы ни были велики ее аккумуляции внутри индивидуальности, главным образом запасена во внешних пространствах. Другое заблуждение заключается в том, что творческая личность рождает что-то новое, то есть созидает из ничего. Похоже на модель «вечного двигателя», в то время как реальный двигатель не вечен. А повышение энергозатрат приводит к необратимому истощению творческого организма. После некоторой паники, однако, выясняется, что автор не умер – тогда, значит, умерло искусство. Поэтому авторы цинично продолжают существовать внутри институциональных структур или при индустриальных технологиях. Художник оказывается без произведения, сам себе произведением, артистом. Иначе говоря, актером, представляющим на сцене поп-культуры. Вариантов бывает много, логика всегда одна и та же.
Специфичность профессии художника заключается не только в трансформации энергии, но и в умении поддерживать ее баланс, тонкую связь между собой и современной ему окружающей средой, поставив творчество как раз между ними. Поэтому художник (не в формально-профессиональном смысле этого слова, а по существу, по типу таланта) не может не быть современным. Что бы и как бы он ни делал. Он может быть только хуже или лучше, слабее или сильнее, богаче или однообразней и т. д. Так называемое актуальное искусство, может быть, и выглядит привлекательным для молодежи и вечно молодой передовой общественности, но отличается от прочего творчества лишь областью приложения сил, поведенческими стереотипами и аддикцией к модной проблематике. Базовое различие между ними чисто жанровое, не касающееся основ профессии. В этом смысле что живопись с графикой, что перформанс, что видео, что концептуально-социальный проект – все едино. Все – сплошной «циюнь шэндун» или его отсутствие.
Формулируя свой первый принцип, Се Хэ не написал ни одного лишнего слова. Поэтому «вибрация ци» выглядит одновременно и причиной, и следствием «движения жизни». Это две стороны одной медали, одно и то же, описанное снаружи и изнутри. Все остальное (другие пять принципов) – сплошная профессионально-художественная технология. Суть не в ней, но искусства без нее не бывает. В этом отношении китайцы различали талант сердца и талант руки. Без последнего мир ничего не узнает о вашем даровании, и оно останется для людей одной только нереализованной возможностью, закопанным в землю талантом. Таким образом, реальное искусство возникает из таланта и обучения. И самообучения, самого разностороннего и многообразного. Поэтому мера художественного качества произведения – это весь профессиональный и человеческий опыт его создателя. Какой есть. В том количестве и качестве, которые каждый из нас, потребителей искусства, готов воспринять. И в той проблемно-идеологической упаковке, которая конкретному производителю и потребителю по вкусу.
Следовательно, критерий качества у всех разный. Один – у покупателя Никаса Сафронова, другой – у Иосифа Бакштейна, третий, например, – у египетского фараона. Один не лучше другого, а как раз тот самый, какой каждому из нас пригоден. Попробуй договорись на это тему! Хотя договоренность здесь если и нужна, то лишь для нужд общественной деятельности, как условие согласия со своим кругом. При восприятии искусства (и включенной в это действие оценке его качества) никакого консенсуса не нужно. Сам я, бывает, с глубоким волнением слушаю «I put the spell on you» в исполнении Мэрилин Мэнсона, не испытывая при этом ни малейшей симпатии ни к самому исполнителю, ни к «тяжелой» музыке, ни к сатанизму в любой из его форм.
Да и вообще, если уж речь идет об энергии как таковой, то не все ли равно, откуда ее черпать. Дело даже и не в искусстве. Главное, различать, что именно будет тебе во благо. И блюсти технику безопасности, быть осторожным с количеством – а то еще ослепнешь от нестерпимого света или мощи льющегося говна.